Этические принципы

28/08/2020

in Реплики

Люди искусства редко разговаривают с публикой от своего имени. Обычно рукой настоящего художника движет что-то другое. Кто-то считает, что провидение. Кто-то — что сам Господь. Потому что никак иначе не объяснить точные предсказания будущих событий, изобретений и даже постановлений правительства.

Еще в 1942 году родившийся в советской России американский писатель Айзек Азимов сформулировал три закона робототехники — отрасли, которой тогда, 78 лет назад, вообще не существовало. Первый в мире настоящий компьютер заработал только спустя четыре года, что уж там про роботов говорить!

Тем не менее, законы, сформулированные до появления всякой робототехники, оказались настолько удачными, что до сих пор кочуют не только по техническим книгам, но даже и по официальным документам самого высокого уровня. Да вот только что правительство России, родины Айзека Азимова, опубликовало «Концепцию развития регулирования отношений в сфере технологий искусственного интеллекта и робототехники до 2024 года». И там на шестой странице упоминаются базовые этические нормы для развития этих самых робототехники и искусственного интеллекта. Которые чуть менее, чем полностью повторяют законы Айзека Азимова. Хотя и не совсем.

Например, первый закон Азимова гласит, что робот не должен причинять вред человеку и бездействовать, когда человеку причиняется вред. В базовых этических нормах правительства сказано только про причинение вреда человеку по инициативе робота или искусственного интеллекта. То есть, бездействовать можно. Второй закон Азимова гласит, что робот должен подчиняться человеку, кроме случаев, противоречащих первому закону. В постановлении правительства говорится только о подчинении робота человеку. О противоречии с первым законом не говорится. А третьего закона Азимова — о том, что робот должен заботиться о своей безопасности — в постановлении правительства вообще нет.

То есть, базовые этические нормы за прошедшие почти 80 лет претерпели таки некоторую эволюцию. Обусловленную, разумеется, возможным военным применением роботов. О которой Айзек Азимов, в силу своего наивного интеллигентского мировоззрения, думать не очень хотел.

Однако же сам факт использования этих наивных интеллигентских законов как основы для этических норм постановления российского правительства — это уже в большой степени добродетель.

Поскольку, как мы знаем из кинофильмов про Терминатора и повседневной практики с беспилотниками, вторая родина Айзека Азимова никакими этическими нормами в области робототехники вообще не заморачивается.

Previous post:

Next post: